Ребенку 3 года не разговаривает что делать

Мой ребенок не говорит. Куда бежать и что делать?

ребенку 3 года не разговаривает что делать

Развитие речи ребёнка — сфера, окруженная массой мифов и рекомендаций, нередко взаимоисключающих друг друга. Родителям, обеспокоенным тем, что двухлетний малыш так и не начал разговаривать, сначала наперебой рекомендуют «больше читать вслух», «петь песенки» и «не переживать — сам дорастёт». Но вот проходит год, полтора — и те же самые советчики заводят новую песню: «Ребёнок так и не заговорил? А где же вы раньше были?!».

Есть много литературы, посвященной вопросам становления речи. Вместе с тем в интернете активно транслируются и псевдонаучные или искаженные факты — и разобраться, где информация правдива, а где нет, бывает нелегко. Для того, чтобы родителям было проще сориентироваться, мы попросили Наталью Ульянову, кандидата психологических наук и игротерапевта, выделить несколько ключевых моментов.

Как понять, есть ли у ребёнка трудности речевого развития?

Прежде всего, необходимо оценить, соответствуют ли освоенные им умения возрастным нормам:

— в три месяца ребенок начинает гулить — многократно повторять одни и те же слоги («гугугу», «аляля» и т. п.);

— в шесть месяцев у младенца появляется лепет — несколько слогов, соединенных друг с другом в подобие слов («пабада», «ляп-тяп-тяп» и т. д.);

— к году появляются первые слова, которые малыш соотносит с определенными объектами или действиями («мама», «дай», «киса», «ам» и др.);

— в полтора года ребенок уверенно пользуется десятью-пятнадцатью упрощенными словами и звукоподражаниями («ляля», «ав-ав», «каша», «би-би» и т. п.);

— к двум годам активный словарный запас ребёнка составляет уже несколько десятков слов, появляются первые фразы из двух (реже трех) слов («машина поехала», «папа ушел на работу», «тётя, пока!» и др.)

— в три года малыш разговаривает полными предложениями, способен развернуто ответить на вопрос, хотя и может допускать грамматические ошибки и неправильно произносить «трудные» звуки (заменять «ш» на «с», «р» на «л» и т. п.);

— в пять лет речь ребёнка полностью соответствует языковой норме и с точки зрения грамматики, и в произношении звуков; словарный запас составляет несколько тысяч слов и постоянно пополняется.

Индивидуальные темпы развития могут немного колебаться по сравнению с «табличными» нормами. Тем не менее, если задержка перехода речи ребёнка на новый этап составляет больше трёх месяцев — это повод обратиться к специалистам. Общая последовательность действий при этом такова: в первую очередь необходимо исключить соматические (телесные) заболевания, которые могут влиять на речь, затем — провести диагностику психологического развития.

Для этого необходимо обследовать ребёнка у оториноларинголога, чтобы проверить, в порядке ли слух, и у невролога, чтобы понять, есть ли у ребёнка органические поражения центральной нервной системы. На этом этапе врач может рекомендовать дополнительную аппаратную диагностику: электроэнцефалографию, нейросонографию, магнитно-резонансную томографию и т. д.

, чтобы получить более точное представление о состоянии пациента. Следующий шаг — обращение к дефектологу или клиническому психологу для выявления возможных причин задержки формирования речи.

Параллельно родители могут получить консультацию логопеда — он подскажет методы и техники, которые можно использовать в процессе коррекции, или предложит записать ребёнка на специальные занятия.

Вполне возможно, что тревога родителей окажется ложной, малыш — полностью здоровым, а его речь действительно запустится «сама собой» в чуть более поздний срок. Но всё-таки в этом вопросе лучше оказаться излишне бдительными, чем пропустить проблему и потерять драгоценное время. Дело в том, что чем меньше возраст ребенка, тем пластичнее его психика и тем больше шансов компенсировать нарушения с помощью специальной коррекционной работы.

Какими бывают нарушения речевого развития?

Существует достаточно много различных нарушений речи, и даже опытному специалисту не всегда удаётся сразу поставить ребёнку точный диагноз. Приведём самую общую классификацию таких нарушений.

Прежде всего, проблемы развития речи могут быть первичными и вторичными. К первичным относится поражение органов, непосредственно отвечающих за речь: слухового или артикуляционного аппарата или определенных участков коры головного мозга. Вторичные нарушения возникают вследствие проблем социального развития (например, пребывания в условиях детского дома с раннего возраста).

Среди первичных нарушений наиболее часто встречаются следующие:

Алалия — недоразвитие или отсутствие речи вследствие поражения коры больших полушарий. Может быть моторной (ребенок понимает, что ему сказали, но говорить сам не может), сенсорной (с произношением трудностей нет, но смысл слов остается непонятым) или сенсомоторной, т. е. включающей в себя обе стороны проблемы.

Афазия — утрата речи после трехлетнего возраста ребёнка в результате травм или болезней. Так же, как и алалия, может быть сенсорной, моторной или смешанной.

Дизартрия — нарушение произношения звуков из-за проблем с иннервацией речевого аппарата. При дизартрии ребёнок понимает речь и может говорить сам, но окружающие не понимают его из-за того, что произносимые звуки смешиваются в «кашу».

Общее недоразвитие речи — недостаточная сформированность всех систем, участвующих в освоении языка и общении.

Большая часть этих проблем поддается коррекции, то есть может быть частично или полностью решена в результате специальных занятий. Рекомендации по медикаментозной или психолого-педагогической поддержке ребенка всегда носят индивидуальный характер. Родителям важно помнить, что давать их может только профильный специалист и только после личной встречи и проведения диагностики малыша.

Можно ли предотвратить нарушение речевого развития ребёнка?

И да, и нет. Да — потому что речь, как и другие высшие психические функции человека, формируется в процессе непосредственного общения ребёнка со взрослым. Поскольку закладывается она практически с самого рождения малыша, очень важно говорить с младенцем с первых дней жизни, соблюдая при этом несколько несложных рекомендаций:

— активно общаться с ребёнком, обращаться к нему, называть по имени, комментировать его и свои действия и т. д.;

— включать малыша в разговор, даже если тот ещё не может ответить «по-настоящему», можно реагировать на издаваемые им звуки или говорить реплики как бы «за него»;

— не превращать свою речь в монолог, делать паузы и давать ребенку возможность ответить на обращения взрослых на доступном ему уровне;

— задавать вопросы, постепенно переходя от простых к более сложным;

— настаивать на использовании речи там, где малыш уже может это делать, «не понимая» жестов и восклицаний;

— помогать ребёнку правильно сформулировать фразы, если самому это сделать ещё трудно;

— вместе с малышом радоваться его успехам, отмечать новые слова, освоенные навыки, совершённые достижения, и т. д.

Нет — потому что, к сожалению, не всё в жизни поддаётся нашему контролю.

От проблем со здоровьем не застрахован никто, и речевые нарушения в этом смысле не исключение — они могут проявиться у детей даже самых заботливых родителей, подолгу и с удовольствием общающихся с ребёнком.

В этом смысле речь, развивающаяся у малыша как бы «сама собой», без специальных усилий со стороны взрослых — это своеобразный выигрыш в «генетическую лотерею» — такой же, как, например, высокий интеллект или абсолютный музыкальный слух.

Что делать, если у ребенка выявлено нарушение развития речи?

Прежде всего — не отчаиваться и помнить, что чем скорее начнется психолого-педагогическая и, при необходимости, медикаментозная коррекция, тем больше вероятности «подтянуть» речь малыша к возрастной норме. Для этого родителям необходимо найти грамотных специалистов: невролога, психолога, логопеда-дефектолога, — готовых работать над решением проблемы единым фронтом.

Вместе со специалистами нужно составить план занятий и согласовать последовательность применения разных видов терапии (в зависимости от ситуации, ребёнку могут быть рекомендованы, например, биоакустическая коррекция, томатис, логопедические упражнения и массаж и т. д.). И самое сложное, но и самое важное — последовательно и планомерно претворять план в жизнь, внимательно отслеживая реакции малыша и при необходимости корректируя программу.

Вне зависимости от выбора способа коррекции, родителям ребёнка с речевыми нарушениями придётся много времени уделять занятиям дома. Их содержание и продолжительность обсуждаются со специалистами, «ведущими» малыша: психологом, дефектологом, логопедом — и время от времени пересматриваются. Для развития речи очень важна систематичность, поэтому лучше заниматься по пять-десять минут в день, но регулярно и с удовольствием, чем целый час, но раз в неделю «из-под палки».

И, конечно же, нужно помнить, что все усилия прилагаются не зря. Иногда это бывает трудно, иногда — невыносимо и беспросветно, а в самые сложные моменты руки могут просто опускаться. Но всё-таки родительская любовь и готовность искать наилучший способ помочь собственному ребенку обязательно сделают любую проблему преодолимой!

Источник: https://chips-journal.ru/reviews/moj-rebenok-ne-govorit-hota-ego-sverstniki-uze-boltaut-kuda-bezat-i-cto-delat

Р рµр±рµрѕрѕрє 2-3 р»рµс‚ рѕрµ рірѕрірѕсђрёс‚ рё рѕрµ срѕс‡рµс‚ рірѕрірѕсђрёс‚сњ! р§с‚рѕ рґрµр»р°с‚сњ?

ребенку 3 года не разговаривает что делать

Еще РЅРµ так давно РІС‹ радовались первому «Р°РіСѓРєР°РЅСЊСЋ» Рё лепету новорожденного.

Но вот малышу уже два или три года, а он не умеет полностью произносить слова, а тем более развернутые предложения.

Родителей постепенно начинает РѕСватывать беспокойство: ребенок РЅРµ Сочет говорить, или есть более сложная физиологическая проблема?

Нужно понимать, что внятная человеческая речь — РїСЂРѕРґСѓРєС‚ работы всего речевого аппарата, Р° именно: органов артикуляции, РіСѓР±, языка, Р° также горла Рё гортани.

Эти органы должны сформироваться, для того, чтобы взаимодействовать нужным образом. Это произойдет только после второго года жизни, а иной раз несколько позже.

Хотя голосовой аппарат развит у человека уже при рождении.

Далее РїСЂРѕРёСЃСРѕРґРёС‚ следующее. Примерно РЅР° 8-Р№ месяц младенец научится понимать слова Рё вырабатывать соответствующую реакцию РЅР° РЅРёС.

Еще через РґРІР° месяца начинаются попытки артикуляции, Рё развивается произношение РїРµСЂРІС‹С Р·РІСѓРєРѕРІ речи. Готовностью Рє речи можно назвать факт произношения слов РІ соответствующей ситуации.

Рљ примеру, ваше чадо обращается напрямую Рє отцу или матери. РћРЅ целенаправленно РїСЂРѕРёР·РЅРѕСЃРёС‚ слова «РјР°РјР°», «РїР°РїР°», «РґР°Р№». После РіРѕРґР°-полутора РѕРЅ будет способен произносить фразы РёР· 2 Рё более слов.

А к двум годам нормальный ребенок должен накопить уже некоторый словарный запас.

В этот период дети ясно понимают любые слова и практически все просьбы, обращенные к ним. Хотя сами они пока еще не способны вразумительно выразить свои желания с помощью слов.

Речевая активность Сѓ РІСЃРµС СЂР°Р·РЅР°СЏ, Рё РѕРЅР° зависит РѕС‚ факторов физиологического созревания Рё социальной среды.

Но в 2-3 года дети уже понимают почти все, что вы произносите, и знают, как надо реагировать на ваши обращения.

Поведение взрослыС

�так, теоретически мы знаем, что маленький человечек уже нас понимает и способен выражаться словами. Но что делать, если ребенок 2 лет еще не говорит внятно?

Родителям пришло время задуматься над собственным поведением. Может быть, вы мало стимулируете его к речи? Для того чтобы помочь малышу общаться с помощью слов взрослым следует постоянно самим разговаривать с ним.

Называйте каждую игрушку Рё любую вещь, которую РІС‹ ему даете. Рассказывайте Рѕ том, что РїСЂРѕРёСЃСРѕРґРёС‚ РІРѕРєСЂСѓРі. Рљ примеру, РєРѕРіРґР° РІС‹ РЅР° прогулке: идет снег, дует ветер, машины едут РєСѓРґР°-то.

РџСЂРё этом обращайте внимание РЅР° употребление прилагательныС: снег пушистый, белый; машина яркая, большая; ветер Солодный, неприятный Рё С‚. Рґ.

Для связной речи очень важно обогащать словарный запас именно прилагательными и глаголами.

РќРµ коверкайте слова, считая, что так вас будет легче понять. НеобСРѕРґРёРјР° четкая, разборчивая Рё правильная речь, чтобы малыш РјРѕРі имитировать ваши фразы.

Рљ сожалению, РІ наше время живое общение СЃ детьми зачастую  заменяют просмотром телепередач или мультфильмов СЃ компьютера. Родителям так удобнее: РЅРµ мешает заниматься делами.

Надо помнить, что речь с экрана совсем не стимулирует накопление словарного запаса и навыки общения. Она воспринимается всего лишь как белый шум, просто фон.

� если перед экраном дети проводят до 5-6 часов в день, то это наверняка приведет к задержке речи.

В этом возрасте Вашему ребенку требуется консультация логопеда, чтобы на ранней стадии выявить задержку в развитии речи.

Когда начинать беспокоиться

Начинать тревожиться родителям следует, если ребенок 3 лет не говорит и не может изъясняться простыми предложениями.

Р’ принципе, общение РїСЂРѕРёСЃСРѕРґРёС‚: малютка что-то лепечет, откликается РЅР° РїСЂРѕСЃСЊР±С‹, пытается рассказать Рѕ событияС.

РќРѕ невнятные выражения никто РЅРµ может понять РєСЂРѕРјРµ СЃР°РјС‹С Р±Р»РёР·РєРёС.

Развитие речевой активности может произойти само, к примеру, когда малыш пойдет в детский сад и будет вынужден общаться со сверстниками.

Как правило, специалисты Р±СЊСЋС‚ тревогу, если подобная ситуация СЃРѕСраняется РґРѕ 4-5 лет. РќРѕ лучше прибегнуть Рє ранней диагностике, Рё чтобы быть уверенными обратиться Р·Р° консультацией Рє логопеду РІ возрасте РґРѕ С‚СЂРµС Р»РµС‚.

Источник: http://logoden.ru/paragraph/rebenok-ne-govorit

Ребёнок в 3 года не говорит: что делать, как научить его разговаривать

ребенку 3 года не разговаривает что делать

Детский логопед Буйнова Надежда Валерьевна

31 января 2019 г.

Первые три года жизни малыша – критический период для речевого развития. Если он не говорит к этому времени, налицо признак назревающей проблемы, которую нужно решать в срочном порядке.

Первые три года жизни малыша – критический период для речевого развития. Именно в этот период можно успеть многое сделать, если у него имеются дефекты речи. Если ребёнок не говорит в 3 года — это признак большой назревающей проблемы, которую нужно решать в срочном порядке.

Почему этому отрезку детской жизни придаётся такое значение? К 3 годам созревают области головного мозга, ответственные за речь, дети овладевают основными грамматическими формами родного языка, его ритмикой и основными особенностями, они накапливают большой активный и пассивный словарь.

Если к трём годам не начать необходимую коррекционную работу, в дальнейшем для этого потребуется неизмеримо больше усилий. Как моральных, так и материальных.

По данным исследований в области детской физиологии, в период формирования функций центральной нервной системы они легко поддаются тренировке. Поскольку сензитивный (благоприятный) период для интенсивного развития головного мозга длится до 5 лет, именно сейчас для развития речи многое можно сделать.

Что должен говорить трёхлетий малыш

Если в 3 года ребёнок не говорит, это обстоятельство настораживает даже тех родителей, кто игнорировал подобное отставание в более раннем возрасте.

Норма развития детской речи в 3 года:

  • активный словарь (слова, употребляемые малышом) составляет от 250 до 1000;
  • знает и называет сколько ему лет, мальчик он или девочка, своё имя, фамилию;
  • начинает изменять, иногда с ошибками, слова в предложениях по родам, падежам и числам;
  • предложения, произносимые трёхлетним, состоят не менее чем из 3 слов;
  • малыш в состоянии выполнить многоступенчатую инструкцию типа «положи машинку в шкаф», «поставь конструктор на стол», «положи книги на тумбочку»;
  • в речи появилось большое количество прилагательных, местоимений, наречий;
  • понимает, что такое «один» и «много», пытаются считать предметы;
  • некоторые дети проговаривают то, что они видят или делают, когда играют или занимаются чем-то в одиночестве;
  • с интересом слушает доступные его пониманию литературные произведения, рассматривает картинки в детских книжках, запоминает понравившиеся стихотворения и сказки и с удовольствием их рассказывает близким людям.

Анализируя речь своего малыша, нужно помнить о том, что все дети развиваются по индивидуальному маршруту, и чем старше они становятся, тем шире диапазон умений, отличающий одного ребёнка от другого. Тем не менее, когда уровень развития детской речи значительно отличается от речи сверстников, следует провести диагностику с участием квалифицированных специалистов и понять в чём причины такого отставания.

Признаки задержки развития речи

Причиной родительской настороженности должны быть не только допускаемые ребёнком ошибки в согласовании и изменении слов, в произношении звуков. В этом возрасте речь – основное средство общения детей с близкими людьми. Если малыш не стремится обратиться к родителям и другим членам семьи, если выражает свои просьбы мимикой или жестом, стоит внимательно оценить его речевые возможности.

Сигналы неблагополучия, если ребёнок в 3 года плохо говорит:

  • он имеет ограниченный лексикон, состоящий в основном из существительных, реже глаголов, звукоподражаний, лепетных слов.
  • его разговоры похожи на речь иностранца, которого мало кто может понять.
  • при произнесении звуков наблюдается большое количество замен, искажений звуков. Например, вместо звука [к], говорит звук [т] (кот — тот), когда он говорит, его язык находится между зубами;
  • малыш разговаривает фразами, состоящими из 1–2 слов, с большой неохотой повторяет слова или предложения за взрослыми, или не делает этого совсем.
  • не может выполнить простую просьбу, не откликается на своё имя, не знает сколько ему лет;

Если причиной отставания детской речи становятся проблемы со слухом, малыш может не реагировать на обращённые к нему слова, пока он не видит лицо говорящего. При слуховой патологии нужно как можно скорее начать коррекцию слуха, чтобы наверстать упущенное время для формирования детской речи. Речь таких детей при правильно организованном обучении через год-полтора почти не отличается от речи сверстников.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда дают направление в роддом

Когда ребёнок молчит или плохо разговаривает в три годика, это может быть симптомом различных нарушений. Для начала следует обратиться к отоларингологу и невропатологу для обследования, получить консультацию логопеда, дефектолога, психолога. Если ребёнок 3 года не разговаривает — это не лень, или недостаток воспитания. У него могут быть следующие проблемы речевого развития:

  • моторная или сенсорная алалия;
  • темповая задержка речи;
  • общее недоразвитие речи (ОНР).

Каждая из этих патологий, несмотря на то, что проявляется схожими симптомами, требует разного коррекционного подхода. Своевременно выявленная проблема позволит подобрать индивидуальный план занятий с логопедом, психологом, педагогом-дефектологом.

Причинами недоразвития детской речи могут быть следующие:

  • хромосомные патологии, врождённые заболевания;
  • наследственность, когда в одной семье у нескольких поколений наблюдается позднее начало речи;
  • патологии беременности и родов;
  • педагогическая запущенность – бывает не только в асоциальных семьях, где на детей не обращают внимания, но и там, где его безумно любят и стараются выполнять все его прихоти и желания;
  • заболевания и травмы головного мозга в раннем возрасте.

Наиболее тяжёлые последствия несут поражения мозга во время внутриутробного развития, во время родов и в первый год жизни.

Как помочь своему ребёнку

Когда ребёнок в 3 года не разговаривает, обязательно нужно поинтересоваться как заниматься с ним, как научить его общению. Нужные рекомендации по формированию речевой среды обязательно дадут специалисты — логопед или дефектолог. Родители совместно с ними могут многое сделать, чтобы стимулировать развитие речи трёхлетнего ребёнка. И, наоборот, при равнодушном отношении к возможностям и достижениям малыша, профессионалы в меньшей степени смогут помочь.

Советы по стимулированию детской речи:

  • Сопровождайте своими комментариями все действия, касающиеся совместной деятельности с малышом, поясняйте функции отдельных предметов, рассказывайте о том, что интересное вы увидели на прогулке, из окна автобуса или автомобиля во время поездки. Пусть вы не получите пока отклика от ребёнка, но его пассивный словарь будет неуклонно пополняться.
  • Следите, чтобы ваша речь была эталоном, имела чёткое звучание и правильное произношение.
  • Читайте детскую литературу, побуждайте к повторению фраз и строчек из стихотворений, рассматривайте иллюстрации, поясняя то, что на них изображено.
  • Не оставляйте малыша один на один с телевизором или планшетом, смотрите мультфильмы и играйте в игры вместе, поясняя названия героев и действия персонажей.
  • Научите малыша собирать мозаику, нанизывать бусины на шнурок, делать постройки из кубиков, раскладывать крупы, горох, фасоль по тарелочкам, ведь развитие мелкой моторики активно стимулирует речевые зоны мозга.
  • Выучите несколько пальчиковых игр или потешек и играйте в них чаще, такое занятие тоже развивает речь и мелкую моторику.

Постарайтесь не бросаться на помощь к ребёнку, выполняя его молчаливые просьбы. Пусть он попробует выразить своё желание. Иногда мощным толчком для преодоления темповой задержки речи становится пребывание в детском коллективе, на совместных развивающих занятиях. Если ему захочется общаться, малыш постарается применить все имеющиеся у него ресурсы.

Источник: https://ourkids.ru/razvitie/1-3/ne-razgovarivaet-3-goda/

Почему ребенок не говорит. Обзор основных причин

Не секрет, что полноценное и своевременное овладение речью является одним из главных условий развития личности ребенка. Процесс формирования речи содержит несколько возрастных этапов. Особенно важным и продуктивным в этом случае является период, как раннего (0,8-1 год), так и младшего дошкольного возраста (3-4 года).

Где, в течение такого непродолжительного промежутка времени малыш постигает основные закономерности языка. А к 3-4 годам, словарь ребенка содержит примерно 800-100 слов, причем он не использует облегченные варианты слов и звукоподражаний. Ребенок уже строит основные виды предложений, соблюдая при этом нормы грамматического оформления.

А четырехлетний малыш способен рассказать о своих поступках, пересказать смысл простой сказки и даже проанализировать бытовую ситуацию.

А если ребенок не говорит, а только изъясняется жестами, в то время как его ровесники уже выдают предложения, стоит на это обратить внимание. Родители в данной ситуации не знают, как поступить: обратиться к врачу или еще ждать. Ведь переживания родителей не беспочвенны, если малыш не научится говорить за первые три года жизни, то в дальнейшем ему будет еще труднее.

Основные причины, почему ребенок не говорит

1. Поражение слуха. Если кроха плохо слышит, то соответственно и плохо воспринимает речь окружающих. И в большинстве случаев страдает определенным нарушением в произношении слов и звуков, что приводит и к причине тяжелого и позднего овладения собственной речью.

2. Наследственность. Если одни из родителей или оба заговорили относительно поздно, то и не стоит терзать себя вопросом: почему ребенок не говорит? Но, в случае если малыш в три года еще не говорит простыми предложениями, то этот вариант рассматривать не рекомендуется.

3. Ослабление детского организма в результате перенесенного тяжелого заболевания или недоношенность могут быть следствием задержки созревания нервной системы ребенка, а следовательно и речи.

4. Гипоксия (внутриутробное кислородное голодание), родовая травма, интоксикация и инфицирование лекарственными средствами.

5. Общее расстройство развития может быть следствием задержки речи.
Обычно принято считать, что, как и ходить, так и разговаривать девочки начинают раньше на 1-5 месяцев, чем мальчики. Часто также встречаются случаи, когда малыши молчат-молчат, а потом буквально за 1,5-2 месяца уже начинают говорить сразу целыми предложениями.

Что делать если ребенок не говорит

Первое, что необходимо предпринять-установить конкретную причину возможного нарушения у ребенка. Для этого следует обратиться к специалистам: педиатр, логопед, лор, психиатр или невролог.

При помощи простых тестов логопед сможет определить соответствует ли речь ребенка его умственному развитию. Для подтверждения диагноза логопед направляет малыша к психоневрологу.

Который в свою очередь, проводит опрос о протекании, как беременности, так и родов матери и выясняет, имелись ли отличительные особенности поведения крохи в различных ситуациях.

При осмотре у лора, определяется, не вызвана ли задержка речи возможными проблемами с артикуляционным аппаратом (как вариант, короткая подъязычная уздечка) или слухом. В данном случае делается аудиограмма и осмотр ротовой полости малыша.

Обычно диагноз по задержки речевого развития ставятся ребенку, когда он уже достиг 3-4 года. Рекомендовано и желательно получить консультацию специалиста еще, когда малышу будет год. А также повторить еще в два и три года осмотр. Ведь, чем раньше будет установлена проблема, тем будет проще с нею справиться.

Но также встает вопрос, что делать родителям, чей ребенок не говорит, но развивается интеллектуально и абсолютно здоров.

Специалисты утверждают, что необходимо подождать до исполнения трех лет ребенку, так как именно к этому возрасту наблюдается у большинства детей сильный скачок в развитии и малыш начнет говорить. Конечно, просто гадать и сидеть тоже не является лучшим вариантом.

Поэтому, если ребенок не говорит в два года даже пару слов, то следует начать заниматься с ним по увлекательным и нетрудным методикам.

Маленькие дети очень легко отвечают на повторяющиеся и однообразные слова, которые родители непосредственно используют для общения с ребенком. Но малышу нужно кроме этого что–то большее. Следует разговаривать спокойным тоном, короткими и неоднократными предложениями, содержащих единственный смысл.

И тогда некоторые из слов могут быть непонятны малышу, и он будет пытаться схватить их значения. Родители в данном случае должны подключить их воображение и учить думать и сравнивать.

Например, при приеме пищи необходимо спрашивать и рассказывать какое это блюдо на вкус, как называется и какую форму имеет.

Эффективно также задавать дополнительно вопросы, на которые ребенок должен попытаться ответить короткими предложениями вместо того, чтобы только ограничатся банальными «нет» или «да».

В процессе игр пользоваться только простыми командами, например: брось мяч, подними мяч. Важным также является и то, что нельзя заставлять малыша повторять, если он этого не желает. В противном случае все задания, поставленные перед ребенком, требующие от него определенных словесных действий, будут игнорироваться, и отвергаться им.

А также родителям следует понимать, что только последовательность, доброжелательность и терпимость может привести к желаемому результату.

Воспитание ребенка

Можно выделить следующие возможные ошибки в воспитании, в результате которых ребенок не говорит.

1. Мама не уделяет достаточного времени малышу, мало с ним читает и говорит, во время игр не рассказывает ему детских сказок.

2. Малыш подвергся стрессу: его отдали на несколько дней бабушке или отправили в садик и в итоге ребенок замкнулся. Доказано также, что стресс способен оказывать и противоположное влияние. Так в незнакомом для ребенка месте могут появиться масса впечатлений, с которыми он обязательно захочет поделиться.

3. У малыша не на должном уровне развита мелкая и крупная моторика.

4. Родители имеют привычку угадывать желание малыша по его жестам, т.е. у ребенка отсутствует необходимость учиться говорить.

5. В семье принято разговаривать на двух языках. В таком случае ребенок, понимая слова не способен разделить их по языкам. И один и тот же предмет носит несколько названий и малыш путается. Целесообразно, чтобы в течение первых 2-3 лет жизни ребенка употреблялся только один язык.

Интересное видео о развитии ребенка. Рассказывает Эксперт.
Светлана Посохина, руководитель центра раннего развития «Смышленый малыш»

Источник: http://vihra.ru/pochemu-rebenok-ne-govorit-obzor-osnovnyx-prichin/

Ребенок не говорит в 3 года: причины, мнение Комаровского, решение

Если ребенок не говорит в 3 года, то необходимо ознакомиться с причинами этого явления Только с регулярными занятиями появляются результаты улучшения

[ads-for-wp ads-id=»9184″][ads-for-wp ads-id=»9157″][ads-for-wp ads-id=»9158″]

Многие дети в возрасте трех лет уже учат стихи, запоминают сказки. У них развита речь, и поэтому такому малышу будет намного проще получать знания в школе, а также развиваться в дальнейшем. Значит, это нормальное развитие ребенка, поскольку в этом возрасте малыши должны говорить.

Но есть дети, которые в три года еще не могут этого делать, и планировать их дальнейшее развитие достаточно сложно. Мальчик может заговорить позже по сравнению с девочкой. Родители обеспокоены за свое чадо, они не знают, как справиться с этой проблемой. Доктор Комаровский полагает, что у детей есть свои сроки развития.

Если ребенок не говорит в 3 года, то необходимо ознакомиться с причинами этого явления. Найти выход в этой ситуации поможет специалист.

Причины молчания

Сейчас рождается много детей с какими-либо нарушениями. Одно из них связано с речью. Почему ребенок плохо говорит? На это влияет активность.

Физически развитый малыш стремится больше узнать окружающий мир, и поэтому он быстрее начинает произносить слова. Доктор Комаровский в своих трудах описывает множество факторов, влияющих на нормальное речевое развитие.

На основе этого даются практичные рекомендации по лечению. Причины, которые обязательно надо учитывать родителям, бывают следующими:

  1. Физиология. Если малыш в три года не произносит слова, то причиной этого явления могут быть нарушения слуха или задержка общего развития, связанная с недоношенностью, наследственностью. Доктор Комаровский считает, что существует много физиологических факторов, которые способны повлиять на задержку развития. Родитель должен показать дитя врачу. Он выполнит обследования, на основе которого будет назначено лечение или операция, в зависимости от типа недуга. Часто проблема кроется в психологических и социальных факторах, и тогда нужно оградить малыша от разнообразных травм.
  2. Воспитание. Некоторые мамы сильно любят своего ребенка, и так лишают его самоопределения. Они кидаются к нему по любому зову. Если он видит такую помощь, то у него нет мотивации произносить слова. Гиперопека в этом случае может помешать начать разговаривать.
  3. Травма. Малыши чувствуют, что неинтересны взрослым. Если в жизни присутствуют негативные факторы, например, переезды, болезни, брань родителей, то это все отрицательно влияет на развитие. Есть и другие причины, по которым детки не хотят познавать окружающий мир.
  4. Нехватка внимания. Многие родители заняты, и поэтому им некогда заниматься развитием ребенка. Они подключают в помощь телевизор, гаджеты, игрушки, а ведь нужно постоянное общение. С кем малышу говорить? Каждый родитель должен много времени уделять ребенку, в том числе и общаться с ним. 

Выявить, почему молчит малыш, могут специалисты. Есть мнение, что развитие речи происходит в обществе сверстников. В некотором смысле это действительно так, но надеяться на то, что данная проблема решится сама собой, не стоит. Если ребенок плохо говорит в три года, то необходимы эффективные методы решения, иначе в дальнейшем восстановить речь будет еще сложнее.

К кому обращаться?

Доктор Комаровский ведет передачу по развитию детей. Он дает много советов родителям по этому вопросу. К кому же нужно обращаться, если ребенок в 3 или 4 года еще не говорит? Педиатр выявит нарушения, и даст направления к другим специалистам. Логопед проводит тестирование, по которому определяется степень развития речи. Для выявления точного диагноза может потребоваться посещение психоневролога.

Тематический материал:

  • Развитие речи детей дошкольного возраста
  • Развивающие игры Мерсибо

Лор проверит, есть ли нарушения слуха. Возможно, требуется эффективное лечение. Невропатолог выполнит стандартные процедуры по выявлению заболеваний нервной системы. Психолог определит, есть ли отклонения в эмоциональном состоянии. Сурдолог проверит малыша на проблемы со слухом. Если все в порядке, то нужно дома проводить больше занятий на развитие. При наличии проблем со здоровьем надо устранять причину недуга.

Чем помочь малышу?

Доктор Комаровский считает, что в 3 года можно назначать процедуры, исходя из индивидуальных особенностей организма. После этого ребенок должен начать говорить. Причем методы используются независимо от того, мальчик или девочка имеет нарушение.

Если ребенок плохо разговаривает или молчит, то необходимо обратиться к врачам. Помочь могут такие специалисты, как отоларинголог, дефектолог, психолог, психиатр. При отсутствии нарушений родителям нужно развивать малыша. Необходимы следующие меры:

  • Общение. Малыш в три года должен активно говорить. Если этого нет, то родителям следует постоянно общаться с ребенком. Вообще, это надо делать с самого рождения. Постоянное взаимодействие позволяет сделать дитя развитым, и никакие задержки речи ему не страшны. Необходимо читать ребенку книжки, участвовать в его играх, петь песенки. Делать это надо постоянно, в том числе и в более поздние года.
  • «Действие и слово». Ребенок не должен все делать молча, ведь речь развивает его. Родители должны показывать пример, т. е. надо самим говорить. Общение позволяет распознать таланты в малыше.
  • Игрушки. Для развития малыша не нужно задействовать современную технику. Детские механические игрушки тоже не стоит использовать часто. Игра должна быть активной, и поэтому необходимо выбирать пирамидки, кубики и мозаики. Включение в процесс позволяет развивать не только речь, но и память, мышление.
  • Мелкая моторика. Специалисты полагают, что на речь влияет много факторов. Одним из них является развитие мелкой моторики. Необходимо постоянно устраивать занятия по лепке из пластилина, перебиранию четок, нанизыванию бусин. 
  • Уровень речи. Родителям нужно говорить нормальным языком, и не коверкать слова. Ребенок все воспринимает, и поэтому от этого зависит четкость произношения.
  • Терапия лекарствами. Детям в 3-4 года назначаются препараты, предназначенные для восстановления работы речевых зон.
  • Процедуры. Восстановить работы некоторых центров мозга поможет магнитотерапия и электрорефлексотерапия. Использоваться любой метод должен только с разрешением специалиста.
  • Альтернатива. Такое лечение предполагает использование иппотерапии и купание с дельфинами.
  • Коррекция. В этом случае необходима работа дефектолога, который устраняет негативные факторы развития благодаря реабилитационным мерам.
  • Логопедический массаж. Он предполагает воздействие на нужные точки. После этого малыш должен заговорить.
  • Упражнения. Доктор Комаровский предлагает делать несложные процедуры.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как растирать ребенка при температуре

Эффективные занятия

Каждый родитель с ребенком в 3-4 года должен активно заниматься. В этом важна регулярность, и тогда результат наступит очень быстро. Будут полезны комплексные занятия. Нужно расклеить по дому картинки, чтобы они были видны ребенку. Это могут быть сказочные герои, фрукты, какие-то предметы. Их наличие мотивирует детей разговаривать. Родителям следует рассказывать и показывать, что нарисовано.

Прекрасно подходит артикуляционная гимнастика. Для этого есть множество книг, после занятий с которыми малыш должен заговорить. Родителям надо читать книжки вслух, что развивает много качеств человека. Полезны танцы с детьми и пение песен. Эти мероприятия помогут научиться разговаривать даже молчунам. Дома можно устраивать конкурсы. Благоприятно воздействует зарядка для языка.

Рекомендуем:

  • Пальчиковая гимнастика для детей
  • Как научить ребенка говорить

Речевые упражнения

Чтобы развить речь малыша, необходимы специальные упражнения. Их можно делать в свободное время. Через несколько занятий появляются результаты. Необходимо научить дитя улыбаться, имитировать голоса животных, различать звуки, петь песни. Для этого есть много развивающих игр. Все это можно выполнять вместе с детьми.

Нужно следить, чтобы произношение звуков было четким. Они не должны быть искривленными, поэтому следует поправлять нарушения речи. Надо исключить из употребления слова-паразиты. Только с регулярными занятиями появляются результаты улучшения речи детей. Можно придумать много других интересных упражнения для развития, главное, чтобы они были очень интересными и несложными.

Не существует полностью универсальных методов решения проблемы. Каждый малыш индивидуален. Один начинает разговаривать в 1,5, а другой только в три года. Этот процесс должен начаться как можно раньше, чтобы в дальнейшем не возникало сложностей со становлением других качеств. А родителям нужно следить за всеми особенностями развития.

Почему дети не говорят в 3 года — причины и решение проблемыСсылка на основную публикацию

Источник: http://rearchildren.ru/doshkolnik/3-4-goda/rebenok-ne-govorit-v-3-goda/

Как помочь ребёнку заговорить и нужно ли вообще это делать

«Когда мой ребёнок заговорит? Я (или кто угодно) в этом возрасте уже и стихи, и песни, и „Сон в летнюю ночь“ по ролям разыгрывала!». Вы смотрите на других детей, на себя в воспоминаниях, видите инстаграмы, где милые кудрявые малыши выдают день за днём то, что Чуковскому не могло и присниться. И всё больше с каждой минутой нервничаете: когда уже, когда, что с ним не так? Узнали себя? Усаживайтесь поудобнее, мы это тоже проходили.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Конечно, тут бы показать ребёнка хорошему неврологу или логопеду. Но мы все боимся страшного вердикта «задержка речевого развития», как боимся любой детской болезни или отклонения. Потому что не знаем, что с этим делать. Самый совершенный механизм вдруг даёт сбой — паника!

Спокойствие, только спокойствие

Во-первых, нужно заставить себя не паниковать и вообще поменьше волноваться на эту тему. Да, это очень, очень сложно. Да, хочется побыстрей услышать, как болтает ваш малыш. Да, хочется поговорить с ним на вашем языке, хочется поделиться этим с родными и друзьями.

Да, всё это ещё сильнее фрустрирует, но простая истина заключается в том, что переживания и зацикленность мамы на речи вряд ли помогут ребёнку заговорить.

Как раз наоборот, в крайних случаях эффект может быть противоположный: на почве собственных расстройств мама может увлечься «развивашками» и не заметить, как игры превратятся в давление на ребёнка, затормозив таким образом развитие речи.

Сама по себе задержка речи не страшна — каждый ребёнок развивается по собственному расписанию

Даже принятые докторами нормы имеют погрешность в три-шесть месяцев (это только для одного ребёнка, но и у самих докторов нормативы часто отличаются друг друга).

Почему не дольше, фиксировано ли это время? Как пишут известные учёные-нейробиологи Сандра Амондт и Сэм Вонг в своей книге «Тайны мозга вашего ребёнка», дело в том, что у маленьких детей нейронные связи в мозге, отвечающие за те или иные функции, развиваются стремительно.

Поэтому этот отрезок времени — четверть или половина года в возрасте до трёх лет — на самом деле огромный срок. И наверняка структура уже выстроилась, но пока не проявилась. Либо же как раз наоборот — есть какие-то нарушения, и их нужно ловить прямо сейчас, пока не стало слишком поздно.

Поэтому — наблюдайте. Наблюдайте за поведением ребёнка, за его изменениями. Это, кстати, отличный способ заглушить переживания — записывать в блокнот ежедневные события и развлечения. Что-то вроде дневника. Наблюдения помогут увидеть динамику или её отсутствие. Возможно, вы удивитесь, когда увидите, что два понедельника назад «где» было просто звуком, а сегодня есть уже два «где» — для людей и для спрятанных предметов, и они совершенно разные фонетически. Кстати говоря, это уже речь.

Как вовремя распознать нарушения речи у ребёнка

Кроме того, станет наконец очевидно, как многому ребёнок учится, и что даже за один день происходит череда маленьких прорывов и скачков. Это касается не только слов, но и действий, степени понимания и запоминания, эмоций и их выражения и даже «мелких бытовых обязанностей», которым вы и не планировали учить ребёнка, а он однажды утром, пока вы делаете ему кашу, берёт и делает вам кофе.

Суть в том, что отставание в речи всегда идёт рука об руку с отставаниями в моторном — и в частности — в мелкомоторном развитии

«Возраст, в котором малыш начинает говорить, определяется взрослением тех участков мозга, которые контролируют движение. Произнесение осмысленных и понятных звуков требует достаточно сложных моторных навыков и значительной практики», — объясняют Амондт и Вонг. Поэтому если есть проблемы в речи, то они наверняка есть и в каком-то другом сегменте развития, и они так же бросаются в глаза, как и неумение (здесь мы говорим именно о неумении, а не о нежелании) выразить свою мысль словами.

Говорящие колобки пусть останутся в магазинах

Многофункциональные чудо-игрушки, роботы, обучающие говорить, карточки с однокоренными словами — это всё, мягко говоря, не имеет никакого отношения к развитию речи. Но это не значит, что ребёнку не нужно или нечем помочь «разболтаться».

Советский физиолог Марионилла Кольцова ещё 40 лет назад объяснила, почему развитию речи отлично способствуют известные всем с детства пальчиковые игры. «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией.

Первой формой общения первобытных людей были жесты, постепенно они стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она долгое время была связана с жестикуляторной речью. Движения пальцев рук постепенно совершенствовались — из поколения в поколение люди выполняли все более тонкую и сложную работу.

В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в мозге человека. Так развитие функций руки и речи у людей шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребёнка.

Сначала начинают развиваться движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной тонкости, начинается развитие словесной речи

Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для последующего формирования речи», — пишет она в книге «Ребёнок начинает говорить». И там же приводит несколько возможных вариантов игр с пальцами.

К ним же относятся завязывание-развязывание шнурков, перебирание крупы и «пальчиковый театр» — животные и сказочные персонажи, которые надеваются на пальцы.

Не молчите

Известный факт, что дети (особенно ещё не говорящие дети) отражают и ретранслируют родительское поведение практически во всех аспектах своей жизни — от настроения и поведения до манеры сидеть за столом. Речь не исключение. Поэтому моторика моторикой, но в первую очередь посмотрите на себя: а вы сами достаточно разговариваете с ребёнком? Если вы только отдаёте команды — идём гулять, поешь, убери игрушки — так дело не пойдёт. Совет прост и очевиден.

Старайтесь разговаривать с ребёнком обо всём. Если он не отвечает вам на вашем языке — это ещё не значит, что он не отвечает вам совсем или не понимает вас

Рассказывайте ему о том, что вы делаете прямо сейчас, о том, чем займетесь на прогулке, перед сном обсуждайте, как прошёл день. Проговаривайте слова, на которые он обратил внимание, обыгрывайте их. Покажите ему, как произнести сложное слово. Всё это не просто сентиментальные мелочи и не только про налаживание контакта и связи — это и про речь. В какой-то момент ему захочется повторить за вами одно слово, потом другое, третье, а потом ещё, и ещё, и ещё, и вы уже не сможете его остановить.

На его языке

Советский психолог Лев Выготский называл переход от безъязычного к языковому периоду развития периодом автономной речи («Вопросы детской психологии»). Это язык, созданный самим ребёнком на основе взрослого языка, но не повторяющий его и живущий по собственным законам. При этом ребёнок отлично понимает взрослую речь, то есть язык, на котором говорит окружающий его социум.

Но значения его слов не совпадают со значением наших слов.

Эти лексемы вообще сложно называть словами в привычном смысле — больше они похожи на обрывки слов, обозначающие часто целые категории (например, слово «бак», означающее в речи ребёнка «собаку», может одновременно быть волком, лисой, то есть всеми животными, похожими на собаку, а может «перекинуться» и на белку, потому что она такая же рыжая, как лиса, на владельца какой-то конкретной собаки и так далее).

Важно понимать, что такая речь — это необходимый и важный период, во время которого ребёнок осваивает язык как инструмент и систему, и по максимуму помогать ему в этом

Лингвист Стелла Цейтлин обращает внимание на то, что на этом этапе родителям не стоит пренебрегать так называемым языком нянь. Всевозможные «машинка би-би» и «собачка гав-гав» несут в себе важнейшую функцию: ребёнок понимает, что его понимают.

В то же время достоверных сведений о причинно-следственных связях между речью, которую использовали родители в общении со своими маленькими детьми в этот период, и временем появления речи у ребёнка нет.

Но есть достоверные сведения, что те дети, с которыми больше разговаривали, сами заговорили раньше и имели больший словарный запас.

Проблема поколения

Если вы всё ещё переживаете о том, что дочь подруги заговорила раньше вашего сына, а сами вы с года по ролям, то вот вам ещё один факт: вы не одни. В последние 10-15 лет педиатры, психологи и лингвисты отметили тенденцию к более позднему появлению речи у детей — после двух лет.

Пока эта ситуация не изучена настолько, чтобы можно было точно назвать причины повсеместной «задержки», но некоторые специалисты делают предположения.

Дело, по их мнению, может быть в том, что родители, пытаясь успеть за своими друзьями, коллегами и миром соцсетей, стали меньше общаться с детьми.

Почему не нужно пытаться вложить в ребёнка как можно больше знаний в раннем возрасте

Второй причиной называют, как раз наоборот, бесконечную материнскую болтовню. «Ребёнку даже не нужно ничего говорить, его и так понимают и предугадывают все его желания», — говорят они и цитируют анекдот про того мальчика, которого до пяти лет всё устраивало.

Именно для сохранения золотой середины логопеды советуют не настаивать и не говорить за ребёнка всё, а побуждать его к говорению

Не просить напрямую сказать какое-то конкретное слово, а задавать наводящий вопрос. Например, вместо «скажи мяч» спросить ребёнка «во что ты играл с папой сегодня на прогулке? что у меня в руках?» или просто «что это?» Вместо «скажи Маша» — «как зовут твою маленькую сестру?». Даже если ответы не последуют, ребёнок, так или иначе, задумается о них и внутренне вам ответит. А если ответит на своём языке — не раздражайтесь и не отчаивайтесь, лучше похвалите и произнесите по-своему.

Не бойтесь врачей

Всё вышесказанное совсем не означает, что нужно избегать врачей и целыми днями заставлять ребёнка перебирать фасоль. Вообще-то самая главная заповедь современной мамы — если чувствуешь, что что-то не так, и не знаешь что, обратись к специалисту. Но чувства мамы тут понятны.

Специалистов много, все они поют на разный лад, один невролог требует 15 слов от годовалого ребёнка, а второй не считает молчание и в два года критичной историей. И вообще все они чужие, проще спросить у подруги или залезть в интернет, там хоть и пугают, но как-то более отстраненно.

Неврологи, конечно, не преследуют цели напугать родителей. Они стремятся определить нарушения в развитии (если они есть) на ранней стадии

А так как задержка речи может говорить о многих тяжёлых заболеваниях или отклонениях, не заметных в первые два года жизни, на умение ребёнка говорить и на его стремление овладеть языком обращается пристальное внимание.

Если же врач (невролог, психолог, логопед) посчитал, что это всё-таки ваш диагноз, то не стесняйтесь поинтересоваться у него, почему он сделал такое предположение — только по количеству слов или есть ещё какие-то признаки отставания, и есть ли острая необходимость в «стимуляции».

И потом обязательно расскажите ребёнку о ваших дальнейших планах, вам он обязательно ответит.

Бонусом мы собрали советы неврологов, логопедов и психологов о том, что делать не надо, если вы считаете, что речь ребёнка опаздывает:

  • Не усаживайте ребёнка смотреть мультфильмы. Какими бы «развивающими» и продуманными они ни были — они несут в себе совершенно другую цель. Для маленького ребёнка мультфильмы — это прежде всего образ и только потом диалоги и мораль. А образов и историй у него полно и вокруг.
  • Не искажайте свою речь. «Машинка едет „би-би“» и «бибика вжик-вжик» — два совершенно разных предложения. В первом понятно, что машина едет и издаёт вот этот звук, но «бибика» — это совершенно лишнее. Если ребёнок сам придумает это слово — оставьте его ему. Но вы для него эталон, говорите качественно.
  • Не подкупайте. «Скажи „мама“ — дам конфетку» — не надо так. Речь нужна не для того, чтобы получать конфетки, и конфетки раздают не за выполнение условий.
  • Не шантажируйте. То же самое, только наоборот. Не лишайте ребёнка пряников за то, что он не говорит.
  • Не настаивайте и не заставляйте. Он может совсем замкнуться в знак протеста.
  • Не зацикливайтесь.

5 популярных советов психологов, которые лучше не слушать

Как развивать ребёнка, который не может читать

18 примеров того, как мы не задумываясь врём своим детям

Источник: https://mel.fm/vospitaniye/3714096-baby_talk

Что делать, если ребенок в 3 года не разговаривает?

Когда ребенок в 3 года не разговаривает, что делать? Сейчас все больше родителей задается этим вопросом. Действительно, за последние годы количество детей, которые не хотят начинать говорить, значительно возросло. И если в 2 года еще можно пустить ситуацию на самотек и рассчитывать на то, что малыш заговорит, то в 3 года это уже является отклонением.

Разберемся, почему у детей возникают проблемы в речевом развитии и что делать, если ребенок не разговаривает в 3 года.

Почему малыш не говорит?

Причины заторможенного речевого развития у детей могут быть самыми разными. Первым делом необходимо удостовериться, что у малыша нет проблем со слухом.

Если вы заметили, что ребенок не обращает внимания, когда его зовут по имени, и не реагирует на фразы, сказанные в его сторону, немедленно обратитесь в специализированную клинику для проверки слуха.

Современные технологии позволяют проводить операции по вживлению слухового чипа в ушную раковину, поэтому глухота у детей успешно лечится. Главное — вовремя обратиться к специалисту, потому что после 5 лет оперировать уже поздно.

Еще одной причиной, почему ребенок не заговорил вовремя, может быть недоношенность. У недоношенных детей отмечается торможение в развитии всего организма, в том числе и в речевом плане.

Дети с умственной отсталостью или олигофренией также начинают говорить гораздо позже обычного.

Следующие причины позднего говорения у детей — недостаточная мотивация или наследственность. Если кто-то из родственников малыша в свое время заговорил поздно, вполне возможно, что задержка речи — наследственная предрасположенность. Однако если ребенок до 5 года не заговорил, надеяться, что он еще начнет разговаривать, наивно.

Очень распространенная ситуация в современных семьях, когда новый член семьи становится буквально «пупом земли», и домочадцы по малейшему писку малыша бегут исполнять его капризы. В таких случаях ему не надо напрягаться, чтобы получить желаемое, и вполне естественно, что ребенок плохо говорит в три года или не говорит вообще. Чтобы такой ситуации не происходило, необходимо с первых дней общаться с малышом, мотивируя его к попыткам излагать свои мысли и желания через речь.

Что делать, если ребенок не разговаривает

Считается, что основные процессы развития запускаются после 3 лет жизни ребенка. Существует расхожее мнение, что, если малыш не заговорил раньше, не стоит сильно беспокоиться: придет время, и он начнет нормально общаться. Возможно, так и будет, однако, как правило, двухлетние дети уже знают несколько слов и словосочетаний, а многие даже составляют осмысленные предложения. Поэтому, если в 2 года малыш не говорит вообще, стоит обратиться к врачу.

Изучив причины заторможенного речевого развития у детей, постарайтесь выявить, из-за чего возникла проблема именно в вашем случае, и отталкивайтесь от этого. Помочь определить причину отклонения от нормы поможет педиатр, который, проведя первичный осмотр, направит вас к нужному доктору: лору, психологу, неврологу или логопеду.

Если возникли подозрения на проблемы со слухом у малыша, следует немедленно обратиться к лору и пройти соответствующую проверку в специальном диспансере. Если после прохождения обследования опасения подтвердятся, врачи назначат прохождение лечения или, если потребуется, могут посоветовать сделать операцию.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда ребенок начинает агукать

Как уже было отмечено, заторможенность развития речи у 3-летнего ребенка, который родился раньше положенного срока, — очень распространенное явление. Такие дети развиваются медленнее, чем положено, поэтому, скорее всего, малыш заговорит позже, когда придет время.

Иногда дети, причиной отсутствия речи у которых является недоношенность, начинают говорить в 5 лет. Но несмотря на то что в данной ситуации позднее развитие является нормой, пускать дело на самотек не стоит. Постоянно разговаривайте с малышом, общайтесь, называйте вслух каждый предмет, на который он обращает внимание.

И конечно, нелишней будет помощь специалистов: обратитесь к профессиональному логопеду.

То же касается и ситуации, если некоторые члены семьи начинали говорить поздно. Понятно, что на наследственность особо не повлияешь, и, если дедушка малыша начал говорить в 5, нет ничего удивительного в том, что его внук повторит такую ситуацию. Но это не значит, что нужно ждать определенного момента сложа руки. Занятия с логопедом и общение с родными и сверстниками ускорят процесс развития.

Логопед и психоневролог, проведя специальные тесты, определят, наблюдается ли у ребенка умственная отсталость или какие-то психологические проблемы. Исходя из наблюдений специалист назначит терапию, если повод для беспокойства есть.

Как не допустить заторможенности в развитии речи?

Как научить ребенка разговаривать? В современном мире родители порой настолько заняты собой, что не уделяют должного внимания своему чаду: пропадают целыми днями на работе или заваливают малыша игрушками, оставляя наедине с собой, а сами ложатся на диван с пультом от телевизора. А ведь ребенок — это большая ответственность. И чем меньше возраст малыша, тем больше внимания должно уделяться процессам развития его организма.

С первых дней с ребенком нужно вести взрослый осмысленный разговор, даже если вам кажется, что кроха все равно ничего не понимает. Многие мамы используют подобие детского лепета в общении с грудными младенцами и иногда так увлекаются, что продолжают употреблять эти «сю-сю» и «ути-пути» в общении с подросшими детьми. Это неправильно. Понятно, что грудное дитя — это чудо, вызывающее умиление, но необходимо переставать «сюсюкаться» как можно раньше.

Постоянно разговаривайте с малышом четко, описывайте свои действия, называйте вслух предметы и игрушки, на которые он обращает внимание. Если кроха показывает на улице на собаку, надо озвучить ему: «со-ба-ка», а не «гав-гав», как это делают некоторые родители.

Ближе к году ребенок должен начинать пытаться объяснять свои желания. Ни в коем случае не надо бежать выполнять все его требования по первому капризу. Так малыш будет думать, что ему совсем не обязательно что-то просить, ведь мама или папа понимают все и без слов.

Прежде чем выполнить какое-то действие, расскажите малышу, что вы собираетесь сделать. Если ребенок тычет пальцем в игрушку, требуя ее подать, и хнычет, но вы знаете, что он в состоянии назвать этот предмет, не давайте ему эту игрушку.

Вместо этого покажите, что вы не понимаете, чего малыш хочет, заставляя его тем самым объяснить свои требования словами.

Кроме того, говорение очень тесно связано с мелкой моторикой, поэтому с самых малых лет необходимо играть с малышом в различные игры, направленные на ее развитие. Давайте ребенку трогать такие предметы, как пуговицы, шарики, бусинки. Такие элементарные упражнения, как разрывание куска бумаги на несколько маленьких кусочков, обучение нанизыванию колечек на нитку и перебирание гречневой крупы или гороха, также очень хорошо помогают развить пальцевые рефлексы.

Если ребенок перестал разговаривать

Случается так, что ребенок вполне нормально развивался, в 11-12 месяцев уже выговаривал легкие слова и слоги, в 2 года употреблял словосочетания, а на третий год вдруг замкнулся в себе и перестал разговаривать. Чтобы понять, почему так произошло, проанализируйте последние годы.

Может быть, в семье случился разлад или произошла неприятность. Может быть, родители часто ругаются и кричат друг на друга. А может, ребенка просто отдали в садик или отвезли к бабушке в деревню, и непривычная обстановка его напугала.

Любое из подобных событий может оставить отпечаток на психике малыша, из-за чего тот уйдет в себя и постарается отгородиться от внешнего мира, ни с кем не общаясь.

В таких случаях следует окутать ребенка заботой и любовью и всеми действиями показывать ему, что у него есть родители, готовые в любой ситуации прийти на помощь. И конечно, нелишней будет помощь специалиста. Обратитесь к психологу, он сможет выявить истинную причину замкнутости ребенка и посоветует, как действовать. В зависимости от серьезности ситуации может потребоваться пройти несколько сеансов психотерапии, которые помогут ребенку.

Бывает, что ребенок вполне хорошо общался и в 3, и в 4 года, логично изъясняя свои мысли. Но родители заметили, что их чадо по прошествии 5 года плохо разговаривает — гораздо хуже, чем раньше. Такое часто случается с современными детьми, которых родители балуют различными гаджетами.

В результате подрастающий ребенок начинает тратить все свое время на игры, вместо того чтобы продолжать развивать свои мыслительные и речевые процессы. Ему становится просто лень и неинтересно общаться. Поэтому нужно как можно больше внимания уделять обучению и развитию, не давая при этом тратить время на бессмысленные игры.

Отведите подростка к логопеду, и, если ситуация не слишком запущена, опытный специалист «разговорит» ребенка меньше чем за 3 месяца.

Источник: https://vk.com/@-179451583-chto-delat-esli-rebenok-v-3-goda-ne-razgovarivaet

Что делать если ребенок не разговаривает в 3 года | Экспресс-Новости

Все чаще на сегодняшний день можно встретить трехлетнего ребенка, который почти не говорит или говорит только «мама», «папа». Почему так происходит, и нормально ли это?

Речь — один самых важных показателей развития малыша. Нормой считается, когда ребенок в год говорит фразы из двух слов. Но на сегодня, в эпоху технического прогресса, зачастую можно встретить ребенка, который даже в три года не способен на большее, чем «мама», «папа».

Почему так происходит

Многие бабушки вам скажут, что в «год вы уже рассказывали всего Онегина», а ваш малыш и в три года молчит. Причинами речевой задержки развития могут быть несколько факторов.

  • Ребенку не было года, а его усаживали перед телевизором, где мелькали картинки. Зрительно он воспринимает информацию, но диалога никакого не происходит, он только видит и слышит, а, чтобы заговорить, ему требуется слушать и отвечать. То есть ребенку нужен диалог, которого он не получает.
  • Мама малыша предвосхищает его ожидания. Она наперед понимает, что нужно ребенку, и старается исполнить его желание, которое он не озвучил даже. А зачем напрягаться, если меня понимают без слов.
  • Стрессовые ситуации или проблемы с родителями в семье очень сильно отражаются на детях. Они как губка впитывают абсолютно все. Если, например, мама вышла на работу, а ребенок пошел одновременно с этим в детский сад, это будет стресс для ребенка. Самого родного человечка ребенок наблюдает в сутки максимум часа два. Конечно, это серьезный отпечаток на его психике.
  • Испуг. В младенчестве ребенок чего-то очень сильно испугался. Может быть, в соседней квартире делали ремонт и его напугал перфоратор, какой-то неожиданный хлопок или резкий звук.
  • Просто работающий как фон телевизор тоже мешает восприятию звуков. Слова растворяются в какой-то какофонии речи родителей, музыки или спецэффектов и речи актеров. Ребенок просто не понимает.
  • Проблемы с речью могут быть и семьях билингвов. Мама и папа между собой могут говорить на двух разных языках, они понимают друг друга, но ребенок не понимает, что творится. При ребенке все же стоит говорить на каком-то одном языке.
  • Не надо забывать еще и про наследственность, родовые травмы, патологии развития органов. Этот факт очень тяжело родителям воспринимать, но тем не менее все поправимо. Даже дети с органическим поражением мозга могут начать говорить и стать абсолютно полноценными людьми.

Что делать

Как только ребенок начал гулить, проговаривать «агу», говорите с ним, проговаривайте абсолютно все, что вы делаете. Например, вот ложка, я беру ее в руки, черпаю кашу и несу к тебе в ротик. То есть проговаривать нужно все до мелочей.

  1. Общение и общество для ребенка очень много значат. Ему нужно общаться не только с мамой. Делегируйте ребенка бабушкам и дедушкам, так вы не только установите связь поколений, но и поможете ему развиваться полноценно. Кроме того, свободное время вы можете посвятить себе, отдохнуть и принять нормально ванну, после чего вы станете вполне адекватной мамой вашему малышу.
  2. Следуйте советам доктора Комаровского, не позволяйте ребенку до 1,5 лет смотреть телевизор вообще. После этого возраста просмотр возможен по 15 минут в день. Так ребенок не только станет спокойным, но и быстрее заговорит. ИА «Экспресс-Новости» ранее рассказывало о влиянии на ребенка телевизора.
  3. Когда разговариваете с малышом, старайтесь, чтобы он видел ваше лицо, ваш рот. Он увидит, как нужно работать губами, как вы произносите звуки, и будет стараться повторять.
  4. 4. Мелкая моторика всегда и во все времена была незаменимым помощником мам. Различные пальчиковые игры не только «подружат» вас с ребенком, но и разовьют определенные отделы головного мозга.
  5. Читайте чаще ребенку книги. Это не только развивает речь, но и память.

При плановом осмотре у невролога мамы задают вопрос о том, что же делать, если ребенок не говорит в два года. Ответ может успокоить некоторых родителей: «Не переживайте — приходите после трех лет». Это категорически неправильно.

Ребенку мало понимать речь, он в год должен произносить фразы, состоящие как минимум из двух слов. Найдите другого невролога, сделайте УЗИ, фонограмму, обратитесь к дефектологу и логопеду. Именно эти действия помогут вам выявить причину задержки речевого развития. Придерживайтесь простых правил общения с ребенком, и тогда вы сможете разговаривать со своей крохой на любые темы.

Посмотрите также интересные видео на канале «VideoOrakul»:

#Дети #Ребенок #Развитие #Речь #Невролог #Дефектолог #Логопед

Источник: https://express-novosti.ru/interesting/facts/2147501729-chto-delat-esli-rebenok-ne-razgovarivaet-v-3-goda.html

Почему ребенок не говорит (и как его научить)

Начнем с того, что все «возрастные нормы» из серии «10 слов к году, 20 — к полутора» — относительны: далеко не каждый нормально развивающийся малыш сумеет справиться с поставленными нашими неврологами и логопедами задачами. Тем не менее первые три года жизни ребенка действительно являются идеальным (сензитивным) периодом для развития речи.

Но вот будет ли этот процесс гладким или, наоборот, скачкообразным, зависит исключительно от конкретного малыша! Довольно часто бывает так, что накануне трехлетия молчавший до этого ребенок вдруг — к удивлению родителей — начинает вещать развернутыми предложениями. Как будто «прорвало»! Но на самом деле это вовсе не неожиданность.

Если малыш все понимает, участвует доступными ему способами — звуками, мимикой и жестами — в разговорах взрослых и спокойно выполняет ваши просьбы, волноваться не о чем. Сейчас ребенок просто копит словарный запас: ближе к намеченному сроку он еще удивит вас своей болтливостью!

Кстати: Желание общаться с ровесниками здорово ускоряет речевое развитие ребенка: нередки случаи, когда пошедший в детский сад молчун через неделю начинал бойко разговаривать.

От понимания — к речи

Перед тем как начать говорить свои первые «дай» или «мое», дети проходят важнейший этап пассивного овладения словом, т. е. учатся понимать, что именно говорят им взрослые.

Уже к году здоровый малыш должен без проблем уметь показывать игрушки или привычные для него предметы по просьбе взрослого, а также искренне стремиться к эмоциональному контакту и посильному диалогу с окружающими людьми.

Если годовалый карапуз не реагирует на обращенные к нему слова и не понимает просьбы «принеси мишутку» или «покажи, где твоя кроватка», значит, пора серьезно заниматься этим вопросом. Не стоит откладывать визит к логопеду, неврологу или психологу до того момента, когда малышу исполнится 3 года.

Для того чтобы ребенок научился воспринимать обращенную к нему речь, с ним нужно очень много разговаривать с первых же дней жизни. Обращайтесь к малышу по имени, комментируйте собственные действия и как можно больше читайте вслух. Чем насыщеннее будет вербальная среда вокруг ребенка, тем активнее он станет интересоваться родным языком.

1−2 мес. Интонирование криков: в них можно различить удовольствие и неудовольствие.

1,5−3 мес. Гуканье, гуление: ребенок повторяет за вами или самостоятельно произносит отдельные слоги.

4−5 мес. Лепет: малыш повторяет за вами и сам произносит слова, состоящие из одного и того же слога.

8 мес.-1 год 2 мес. Лепетные слова: речь состоит из коротких слов и звукоподражаний.

1 год 6 мес.-2 года 2 мес. Двусловные предложения.

1 год 9 мес.-2 года 6 мес. Активный рост словарного запаса, ребенок интересуется, как называются окружающие его предметы.

2 года 4 мес.-3 года 6 мес. Появляются грамматически правильные формы слов, ребенок начинает употреблять слова с верными родовыми и падежными окончаниями. В это время пора учить малыша говорить букву «Р»

2 года 6 мес.-3 года 5 мес. Слово-творчество: малыш создает собственные слова, придерживаясь при этом правил родного языка.

2 года 6 мес.-3 года 6 мес. Во время игр и занятий ребенок комментирует собственные действия.

Упражнения для развития речи — что нужно делать?

Упражнения для развития речи

Несомненно, родители могут значительно ускорить процесс овладения речью и приблизить тот день, когда кроха наконец-то станет полноправным собеседником. Вот несколько способов разговорить молчуна.

  1. Не спешить понимать. Большинство родителей готовы и умеют угадывать желания своего чада по отдельным звукам или жестам. Такая чуткость, конечно, очень похвальна, но в этом случае она оказывает карапузу дурную службу. Попросите ребенка несколько раз повторить, что именно он хочет. Таким образом вы стимулируете его речевое развитие: ведь если бы малыш умел говорить, вы бы поняли его безо всяких проблем.
  2. Важно: Не стоит отказывать в понимании полностью. Если вы видите, что ребенок расстроен или волнуется, будет достаточно всего пары повторов.

  3. Говорить с выражением. Используйте два типа речи: интонируемую и обычную. Первая уместна во время игр: «Где же наш мячик? Куда он укатился? Воот он». А вот обычные — бытовые — комментарии нужно произносить совершенно обыденным тоном.

    Таким образом, малыш научится различать не только слова, но и интонации, что тоже отлично стимулирует речевые центры.

  • Ловкость рук. Еще наши бабушки и мамы знали, что, речевое развитие малыша напрямую зависит от ловкости его пальцев. Игры с мелкими предметами стимулируют способность различать и правильно произносить звуки, иными словами, благотворно влияют на артикуляционный аппарат ребенка.

    Пусть малыш пересыпает крупы из стакана в стакан, перекладывает горошины из миски в миску, нанизывает сушки на шнурок, строит пирамиду из спичечных коробков, открывает и закрывает пластиковые бутылки и, например, учится застегивать пуговицы на ненужной бабушкиной кофте.

    В общем, чем плотнее вы задействуете пальчики ребенка, тем скорее и четче он заговорит.

  • Мяу-Гав. Детям, уже умеющим произносить отдельные слоги, будет очень полезна игра под условным названием «угадай животное». Взрослый берет несколько игрушечных зверей (собаку, кошку, корову) и вместе с ними прячется за импровизированную ширму.

    Задача малыша — по звукам догадаться, кто именно спрятался «за занавесом».

    Например, взрослый спрашивает: «Кто это у нас тут сидит? Подай голосок!» И сам же отвечает: «Гав-гав! Так это же собачка!» После нескольких повторов малыш наверняка захочет включиться в игру и с удовольствием начнет лаять, рычать или мяукать.

  • Лучший ученик. Родитель, выступающий в роли учителя, «просит» сидящих в кругу кукол произносить названия предметов и сам же отвечает разными голосами. Через некоторое время «ученики» сбиваются, и педагог обращается за помощью к ребенку. Задача малыша — исправить чужие ошибки.
  • Чтение вслух. Мама или папа выразительно читают стишок, но «забывают» произнести последнее слово и вопросительно смотрят на малыша, предлагая ему самому закончить строчку.
  • Важно: Совместные развивающие занятия должны приносить ребенку радость и ни в коем случае не превращаться в проверку способностей. Увидев разочарование на лице мамы, карапуз поймет, что «что-то делает не так» и замкнется еще сильнее.

    Источник: https://www.goodhouse.ru/family_and_children/vospitanije/pochemu-rebenok-ne-govorit-i-kak-ego-nauchit/

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Мой малыш
    Что вкусного можно кормящей маме

    Закрыть